Главная / Архив

На протяжении всего XIX века в России наблюдался процесс трансформации и постепенного исчезновения традиционного русского костюма. Исключение во многих местах представляла одежда старообрядческого населения, стойко сохранявшего древние "отцовские" традиции в выборе материала, покроя, способах изготовления и манере ношения одежды.

Сарафанный комплекс. XIX в. (собрание Звенигородского историко-архитектурного и художественногого музея) состоит из двух основных частей великорусского женского комплекса одежды с сарафаном - рубахи и сарафана. Скорее всего, он имел обрядовое назначение и использовался в качестве "моленного", т.е. надеваемого для молитвы.

Рубаха сшита ручным способом аккуратными мелкими стежками " в стык" и "бельевым" швом. Стан выполнен из тонковолокнистого, отбеленного льняного полотна в технике полотняного переплетения, а рукава - из белой хлопчатобумажной ткани машинной работы. С сакральным смыслом предмета, возможно, связан древнейший способ изготовления льняного полотна, ширина которого составляет 76 см, тогда как обычная ширина крестьянских домотканых полотнищ равняется 33-45 см. Скорее всего, ткань была выполнена на вертикальном ткацком стане, представлявшем собой деревянную раму с натянутыми на нее нитями основы и несколькими палочками и пластинками для продевания и закрепления нитей утка. Любопытно, что способ отбеливания полотна был также более трудоемким, чем обычно - отбеливалась не сама ткань, а льняные нити, собранные в моты, из-за чего на полотне заметно выражены серо - белые продольные полоски, образованные за счет белых и плохо отбеленных серых нитей основы.

Покрой рубахи отличается простотой и рациональностью. В его основу положен традиционный принцип разумной экономии полного использования ткани, при котором не пропадал ни один кусочек. Рубаха относится к разряду цельнокроеных, что указывало в XIX веке на ее обрядовое назначение.

Цельнокроеный стан рубахи состоит из двух прямых полотнищ с разрезом для головы, проходящим по середине груди и застегивающимся на стеклянную пуговицу и накидную петлю. Высокий, округлый вырез горловины образован за счет присбаривания верхних краев центральной части переднего, заднего полотнищ и рукавов. Частые сборки горловины зафиксированы мелкими стежками и закреплены под обшивку, на которую с лицевой стороны нашита бейка.

Каждый рукав состоит из одного центрального полотнища, имеющего вверху прямоугольный выступ, заменяющий полик (плечевая вставка, расширяющая плечевую часть и соединяющая передние и задние полотнища) и клиньев по сторонам. Под рукава вшиты квадратные вставки - ластовицы, позволяющие руке свободно двигаться.

Украшением рубахи служат красные, многорядные, поперечные, узкие полоски, вытканные по подолу только переднего полотнища и декоративные швы, имитирующие машинную строчку, проходящие по бейке горловины и краям рукавов.
Поверх рубахи надевался сарафан, сшитый ручным способом из темно-синей хлопчатобумажной ткани фабричной работы. Несмотря на то, что при его шитье использован фабричный материал, основные линии старинного кроя сарафанов, исходящие из узкой ширины домотканого полотна здесь в целом сохранены.

Термин "сарафан", "сарафанец" встречается в документах с XIV века как мужская длинная, распашная одежда с рукавами, и только в XVII веке им обозначается женская верхняя одежда. Сарафан из Звенигородского музея относится к разновидности древних косоклинных, распашных, широколямочных сарафанов, отличаясь от них некоторым своеобразием покроя. Он выполнен из семи продольных, скошенных полотнищ: двух спереди, одного центрального, проходящего по спине и четырех - по спине и бокам (длина - 135 см, ширина подола 340 см). Сарафан имеет широкие подкройные проймы, высокую округлую горловину, обшитую бейкой и длинные, узкие, зашитые внизу (длина - 113 см; ширина внизу - 5,2 см), так называемые ложные рукава. Они крепятся на спине к плечевым швам и верхним краям полотнищ спины.

В Древней Руси одежда с рукавами, немного превосходящими длину руки, была широко распространена во всех слоях общества. Ее носили как женщины, так и мужчины. Длинные рукава рубашек собирались в мелкие складки, защищая руки и плечи от холода. Верхние одежды, такие как однорядка, ферязь, опашень, телогрея и близкий ей по крою сарафан, и ряд других имели не зашитые проймы, в которые продевались рукава рубашек, тогда как длинные рукава самих одежд оставались висеть за плечами "больше для полноты наряда, а вовсе не для употребления". Иногда, по свидетельствам иностранных путешественников XVII столетия, рукава могли носить связанными за спиной или использовать их в качестве глубоких карманов, мешков "для поклажи надобных предметов и вещей". В русской народной сказке "Царевна-лягушка" рукав - карман костюма Василисы Прекрасной наделен магическим значением.

Одежда с ложными, откидными рукавами выходила в России из употребления уже в конце XVIII века. Однако архивные документы свидетельствуют о ее локальном бытовании среди крестьянского населения еще в середине XIX столетия. По свидетельству корреспондента Русского Географического общества в слободе Кукарка Яранского уезда Вятской губернии, населенной старообрядцами федосеевского согласия, в 1847 г. только старухи донашивали "сарафаны с глухими воротами и рукавами".

Косоклинный сарафан из синей покупной ткани с широкими проймами и свисающими сзади длинными ложными рукавами отмечен в костюме старообрядки - "кержачки" из Верх - Иветской волости Верхотурского уезда Пермской губернии, который экспонировался в 1867 г. на этнографической выставке в Москве. Сарафан распашной, спереди он имеет разрез, обозначенный вертикальным рядом пуговиц. Иногда передние разрезы на одежде были ложными. В XIX веке они встречались на сарафанах у северных и средних великоруссов.

На рассматриваемом нами сарафане из Звенигородского музея спереди имеется аналогичный ложный разрез - правое переднее полотнище запахивается на левое, имеющее подполок шириной 4,6 см. С изнанки разрез зашит швом "через край" не доходя до горловины на 22,5 см, так что сарафан может надеваться только через голову.

Традиция декоративного убранства старообрядческих костюмов уходит корнями в средневековье. На моленной одежде число украшений было незначительным, а на костюмах такого согласия как филипповское они полностью отсутствовали. Звенигородский сарафан украшают шнуры, сплетенные из шерстяных и шелковых нитей красного цвета. Они нашиты по краям пройм, подола и по переднему шву. На шнур правого переднего полотнища переда, через неравные расстояния, нашиты 26 оловянных пуговиц - "гирек" уплощенно - сферической формы кустарной отливки. Некоторые пуговицы украшены рельефным изображением четырехлепестковых розеток, шариками ложной зерни. Прототипом при изготовлении пуговиц явились более ранние медно-литые пуговицы - "гирьки", широко распространенные на Руси от периода раннего средневековья до XIX - начала ХХ века.

Количество пуговиц на древнерусской одежде определялось ее назначением. Так, на телогрее их число колебалось от 14 до 24, а на однорядке число доходило до 12.

Как правило, одежда, для придания ей жесткости, шилась на подкладке или утеплялась мехом или ватой. Сарафан из Звенигородского музея продублирован на подкладку - подоплеку из белой фабричной хлопчатобумажной ткани. Возможно, что сарафан перешивался в более позднее время, о чем косвенно свидетельствуют крой подоплеки, не совпадающий с конструктивными линиями сарафана, а также большие запасы ткани в его швах. Подоплека сшита из двух передних продольных, скошенных полотнищ, надставленных по подолу небольшими подклинками, одного заднего центрального скошенного полотнища и двух клиньев с обеих сторон от него.

На смену древним сарафанам с откидными рукавами постепенно пришли косоклинные сарафаны с небольшими вырезами ворота, широкими проймами для рук, которые в настоящее время сохраняются в моленных костюмах старообрядцев беспоповских согласий - федосеевского, поморского и даниловского. В приуральском регионе, московской, нижегородской и владимирской областях за ними закреплялось название "подрясников".

По материалам С.Горожаниной

08 ноя 2015

Копирование запрещено! Почему?
Получить ссылки на эту страницу.

Появились вопросы, замечания, дополнения? Пожалуйста, напишите комментарий:
Ваше имя
Комментарий
Длина текста:
введите число с картинки
Правила прочитал(а)



См. также:

Далее в разделе Архив: Этническая религия

Какая тематика Вам наиболее интересна?
Пожалуйста, выскажите своё мнение, какой раздел сайта вам наиболее интересен:

Голосование запущено 28 янв 2015, приняло участие 319 человек.



Нам пишут:
21 авг 2023
Нина: Хороший рецепт, но немного скорректировала его, на две шаурмы:

2 лаваша
1 баклажан
1 ... (к статье 'Домашняя шаурма')

06 июн 2023
Владимир Чефонов: Духовность это просто во-первых ПРОЦЕСС организации и работы отражения ПРАВИЛ БЫТИЯ ... (к статье 'Этническая религия')

25 мар 2023
Гость: Как часто можно пить отвар чаги? (к статье 'Грибы в лесу зимой и ранней весной')

16 фев 2023
Михаил: Да. Все трутовики, которые растут на берёзе, употребляются. (к статье 'Грибы в лесу зимой и ранней весной')