Главная / Архив

В Государственном архиве Хабаровского края (ГАХК) хранится метрическая книга Градо-Хабаровского Успенского старообрядческого прихода2. На титульном листе имеется заглавие "Старообрядческая метрическая книга Градо-Хабаровского Успенского прихода о бракосочетавшихся", а также оттиск печати с силуэтом многокупольного храма: Хабаровского Древле-Православного Успенского Храма.
Прежде чем приступить к анализу старообрядческой метрической книги города Хабаровска, следует кратко остановиться на истории вопроса о метрических книгах у старообрядцев России. Как известно, в России метриче-ские книги для старообрядцев при волостных правлениях были введены в 1874 г. Ведение метрических книг, в которые записывались даты рождения, смерти и супружества "сектантов" возлагалось на полицию. В эти метрические книги записывались сведения только о тех старообрядцах, чьи родители были старообрядцами и над которыми не было совершено никаких таинств господствующей церковью. Считается, что ситуация практически не изменилась и с введением закона от 3 мая 1883 г. К концу ХIХ в. такие книги практиковались во многих местах. Однако сохранились нерешенными определенные юридические про-блемы вплоть до принятия закона о свободе вероисповедания 1906 г.

До 1906 г. метрические книги старообрядцев вели помощники исправников, а после указа 17 октября 1906 г. - духовные наставники, духовные лица общин. Община регистрировалась, если прошение об этом было подписано не менее, чем 50 старообрядцами. Метрические книги старообрядцев велись в двух экземплярах3. Этот указ можно рассмотреть более подробно для детального представления о возможностях ведения метрической книги у старообряд-цев Белокриницкого согласия.

Согласно царскому указу "О порядке образования и действия старообрядческих и сектантских общин и о правах и обязанностях входящих в состав общин последователей старообрядческих согласий и отделившихся от православия сектантов" от 17 октября 1906 г. старообрядцам разрешалось образовывать и официально регистрировать свои общины.

Для отправления духовных треб указ разрешал избирать духовных лиц, те из них, которые принадлежали к согласиям, признающим священство, получали право пользоваться соответствующим наименованием и носить соответствующее одеяние.

На духовных лиц возлагалось ведение книг для записи рождений, браков и смертей. Надо было иметь отдельные книги для каждого вида записей. Книги эти заготавливались по особым заказам губернскими или областными правлениями за счет средств общины и самой общиной. Изготовленные общиной книги необходимо было представить в соответствующее правление для скрепления их особой скрепою, шнурком и печатью правления. Книги ежемесячно проверялись Советом общины, а в конце каждого года положено было засвидетельствованные копии их представлять градоначальнику. Управление градоначальника могло в любое время произвести ревизию этих книг.
Запись должна была производиться самим духовным лицом или лицом, исполняющим требу, немедленно после ее свершения. Браки, запрещенные гражданскими и уголовными законами, совершать и записывать в книге запрещалось. Книги надо было вести аккуратно, без ошибок и подчисток, за неисправности в ведении книг духовные лица подвергались взысканиям 4.

Ведение метрических книг было отменено декретом ЦИК и СНК от 18 декабря 1917 года "О гражданском браке, о детях и о ведении книг актов граж-данского состояния". На Дальнем Востоке, возможно, еще в 20-х вплоть до 30-х годов делались записи в метрических книгах у старообрядцев. В Хабаровске и его окрестностях Свято-Троицкая община старообрядцев Белокриницкой иерархии была организована в апреле 1917 г. 30 ноября 1919 г. был освящен старообрядческий храм во имя Успения Пресвятой Богородицы. Самая ранняя запись в метрической книге об умерших была сделана 24 июля 1919 г., а самая поздняя - 30 октября 1922 г. Согласно закону Дальневосточной республики от 27 июля 1922 г. "Об изъятии архивов и всего дела регистрации актов гражданского состояния из вероисповедных и других учреждений и о передаче в исключительное ведение регистрационных камер" архивы вероисповедных и административных учреждений по регистрации актов гражданского состояния изымались из ведения этих учреждений и передавались в исключительное ведение регистрационных камер по месту нахождения учреждения 5. Когда и при каких обстоятельствах была изъята из ведения общины старообрядческая метрическая книга Градо-Хабаровского Успенского прихода сейчас определить не представляется возможным.
Метрическая книга Градо-Хабаровского Успенского старообрядческого прихода велась с 1919-го по 1922 г. Анализируемая метрическая книга представляет собой второй экземпляр. При новом переплетении книга оказалась механически вместе с двумя метрическими книгами, ведшихся при Со-фийской церкви Хабаровской первой женской гимназии и Градо-Хабаровской Михайло-Архангеловской церкви РПЦ. Старообрядческая метрическая книга начинается с 78-го листа и заканчивается 97-м листом. На 88-м листе имеется запись от руки: по постановлению комиссии изъято чистых листов четыре 30/III-29 г. Каждый лист заверен печатью, т.е. имеется оттиск печати с силу-этом многокупольного храма: Хабаровского Древле-Православного Успенского Храма. В заполнении граф книги существуют пропуски, либо иногда графы за-полнялись не полностью. Возможные сведения, указанные в графах можно сгруппировать количественно. Имена, отчества, фамилии, названия сел, деревень и т. п. воспроизводятся в соответствии с оригиналом. Автор старался ра-зобрать каждую букву.

Метрическая книга состоит из трех отдельных частей: о бракосочетавшихся, об умерших, о родившихся. Можно проанализировать каждую из частей и книг в отдельности.
Старообрядческая метрическая книга Градо-Хабаровского Успенского прихода о бракосочетавшихся предназначалась для регистрации браков. Здесь указывалось: №№ по порядку; время, место, число, где совершено бракосоче-тание; звание, имя, отчество, фамилия и место жительства и вероисповедание жениха; лета жениха; звание, имя, отчество, фамилия и место жительства и вероисповедание невесты; лета невесты; звание, имя, отчество и фамилия свиде-телей, присутствующих при бракосочетании; где и когда было произведено оглашение; подпись супругов, свидетелей и лица совершаемого обряд.

Семейно-брачные отношения старообрядцев в Хабаровске и его окрестностях можно охарактеризовать, основываясь на сведениях обобщенных в нескольких таблицах. Всего было совершено десять бракосочетаний: в 1920 г. - пять, в 1921 г. - одно, в 1922 г. - четыре.
Фамилии, имена и отчества вступающих в брак старообрядцев, зафиксированные в метрической книге можно указать полностью.
Таблица 1
№№ по
порядку Жених Невеста

1 2 3
1 Иван Артемьевич Лобачев. Пелагия Ивановна Спиридонова.
2 Петр Анжиневич Лебедев. Екатерина Калиникова Коратко-ва.
3 Яков Михайлов Селаев. Матрона Семеновна Иванова.
4 Трофим Григорьевич Поляков. Феодосия Асоновна Кондратье-ва.

5 Мифодий Агафонович Маслов. Серафима Дмитриевна Зеленовская.
6 Василий Игнатьевич Новиков. Капитолина Никитьевна Бонда-рева.
7 Амос Федорович Лебедев. Ирина Кириловна Архангелова.
8 Спиридоний Харитонович Келингинкан. Евдокия Филипповна Лебонова.
9 Петр Филиппович Лебонов. Феодора Иларионовна Ситникова.
10 Тимофей Артемьевич Соловьев. Надежда Ефимьевна Федорова.

Также можно полностью привести сведения о свидетелях присутствующих при бракосочетании.
Таблица 2
№№ п/п Звание, имя, отчество, фамилия свидетеля
1 г-н Иизикиль Кирилович Павлов, Тимофей Иванович Шадрин.
2 крест. Сергей Яковливич Уткин, Иизикиль Кирилович Павлов.
3 Лукиан Трифонович Марков.
4 Филипп Федорович Лебонов, Фопигия Афонасьевна Лебедева.
5 гр-не г. Хабаровска Никита Георгиевич Евдокимов, Моисей Моисеевич Шемяков.
6 г-н г. Хабаровска Тимофей Михайлович Морозов.
7 Сергей Яковливич Уткин, Евдокия Ульяновна Полякова.
8 Сергей Яковливич Уткин, Евдокия Ульяновна Полякова.
9 Николай Григорьевич Поляков, Мавра Ильинишна Ситникова.
10 Стефан Афраамович Райков, Филипп Григорьевич Прохоров.

Представление о возрасте, вступающих в брачный союз старообряд-цев в Хабаровске и его окрестностях можно получить из следующих таблиц.
Таблица 3
Возраст вступающих в брак
№№ п/п Жених Невеста №№ п/п Жених Невеста
1 25 20 6 31 21
2 22 16 7 23 19
3 18 17 8 19 18
4 17 16 9 20 16
5 30 19 10 26 25
Таблица 4
Распределение возраста вступающих в брак по годам
Лета 16 17 18 19 20 21 22 23 25 26 30 31
Жених 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1
Невеста 3 1 1 1 1 1 1

Прямых указаний на сословную принадлежность вступающих в брак в основном нет. В двух случаях указано, что женихи И.А.Лобачев, М.А.Маслов - граждане, а невесты П.И.Спиридонова, C.Д.Зеленовская- гражданки г. Хабаровска. В других случаях записано, что П.А. Лебедев и Е.К.Кораткова - крестьяне.
Оглашение бракосочетавшихся производилось в четырех местах: в старообрядческом Успенском храме г.Хабаровска, молитвенном доме Введения Пресвятой Богородицы, деревнях Марковка, Смирновка.

Таблица 5
№№ п/п Место оглашения Всего
1,4 Приходский храм, согласно книге кормчей. 2
2 - 1
3 дер.Марковка, Тунгузской волости, Хабаровского уезда, Приморской области. 1
5,6 г. Хабаровск. 2
7,8 Молитвенный дом (храм) Введения Пресвятой Богородицы. 2
9 дер.Смирновка, Некрасовской волости, Хабаров-ского уезда, Приморской области. 1
10 Старообрядческая церковь г. Хабаровска. 1

Бракосочетание также было совершено в четырех местах: в старообрядческом Успенском храме г. Хабаровска, храме Введения Пресвятой Богородицы, деревнях Марковка, Смирновка.

Таблица 6
№№ п/п Место бракосочетания Всего
1,2,5,6,10 Успенский храм г. Хабаровска. 5
7,8 храм Введения Пресвятой Богородицы. 2
3 дер. Марковка, Тунгузской волости, Хабаровского уезда, Приморской области. 1
4,9 дер. Смирновка, Некрасовской волости, Хабаровского уезда, Приморской области. 2

Вероятно, все женихи вступали в первый брак. Невесты, кроме Н.Е.Федоровой, тоже вступали в первый брак.

По вероисповеданию все женихи были старообрядцами и среди них указывается особо Т.А.Соловьев как сын старообрядческого протоиерея Артемия Соловьева. В метрической книге есть запись, что невеста С.В.Зеленовская : "православная". Остальные невесты записаны как старообрядки.

География расселения женихов и невест распределилась так:

Таблица 7
Женихи
№№п/п Место проживания Всего
1,5 г. Хабаровск. 2
2,4,7,8 дер.Смирновка, Некрасовской волости, Хаба-ровского уезда. 4
3 дер. Марковка. 1
6 г. Самара, Самарской губернии. 1
9,10 - 2

Невесты
№№п/п Место проживания Всего
1,5,6,9 г. Хабаровск. 4
2 с. Князе-Волконское, Хабаровского уезда. 1
3 дер. Марковка. 1
4,7,8 дер. Смирновка. 3
10 станица Пашково, Амурской области. 1

Записи в метрической книге могут дать косвенное представление об уровне грамотнсти среди старообрядцев г. Хабаровска и его окрестностей. Среди женихов грамотных было пятеро - И.А.Лобачев, П.А.Лебедев, М.А.Маслов, В.И.Новиков, Т.А.Соловьев. А среди невест грамотой владели трое - С.Д.Зеленовская, К.Н.Бондарева, Ф.И.Ситникова. Из-за неграмотности расписывался один из супругов, либо свидетели или же за всех сразу священник.
В январе, мае 1920 г. обряд бракосочетания совершал протоиерей Иоанн Шадрин. С октября 1920 г. по июнь 1922 г. - священник Петр Изотов.
Старообрядческая метрическая книга Градо-Хабаровского Успенского прихода об умерших предназначалась для регистрации смерти. Здесь указыва-лось: №№ по порядку; когда совершено погребение, время, месяц, число, день погребения; звание, имя, отчество, фамилия и местожительство умершего; звание, имя, отчество, фамилия лица, заявившего о смерти; лета умершего; состоял ли умерший в браке; причина смерти; кто совершил обряд погребения и где похоронен; подпись лица совершавшего обряд.

Фамилии, имена, отчества, звания умерших можно привести полностью за 1919-1922 гг.

Таблица 8
№№ п/п Звание, имя, отчество, фамилия умершего
1 Николай, сын гр-н Артемия Калистратова, Ефимии Исаковны Швенпы.
2 крест. Порасковея Мифодиевна Внукова.
3 гражданин Василий Авксентьевич Овчинников.
4 Зиновия, дочь г-н Пахомия Васильевича, Фиодосии Иларионовны Барякаевых.
5 Логвин Исаивич Антонов.
6 Иван Васильевич Никитенкин.
7 Итатий Ефимович Вавилин.
8 гр-ка Глигерия Михайловна Сычева.
9 г-н Иван Васильевич Овчинников.

Сведения о географии расселения старообрядцев Белокриницкой ие-рархии можно узнать из графы о месте жительства умершего либо его (ее) родителей.

Таблица 9
№№ п/п Место жительство
1 Тобольская губ., Тукалинского уезда, Новокоруской волости, де-ревня Мысов. Родители живут в Хабаровске.
2 дер. Смирновка, Некрасовской волости, Приморской области.
3 г. Хабаровск.
4 с. Новгородское, Б-Сазановской волости, Амурская области.
5 дер. Касьяновка, Серго-Рождественнской волости, Николаевского уезда.
6 дер. Косьяновка.
7 дер. Марковка, Тунгуской волости.
8 прож. в Митаве.
9 г. Хабаровск.

Фамилии, имена, отчества заявителей о смерти можно указать полностью.

Таблица 10
№№ п/п Звание, имя, отчество, фамилия заявителя
1 гр-ка Ифима Исаковна Швенпа.
2 г-н Меркурий Мифодиевич Внуков.
3 г-н Тимофей Васильевич Овчинников.
4 г-н Пахомий Васильевич Барякаев.
5 Василий Иванович Никитинко.
6 Исай Иванов Антонов.
7 Татьяна Семеновна Вавилина.
8 г-нка Анна Евсеевна Сычева.
9 Фекла Егоровна Овчинникова.

Возраст умерших колеблется от 1 месяца до 78 лет. Сведения о летах можно обобщить следующим образом:

Таблица 11
№№ п/п 1 2 3 4 5 6 7 8 9
Лета 1 70 50 1м. 18 1м. 78 50 19

На момент смерти в браке состояли только В.А.Овчинников, И.Е.Вавилин, Г.М.Сычева. Остальные в браке не состояли.
На причины смерти, очевидно, повлияло неспокойное время гражданской войны на Дальнем Востоке России. Так, есть запись, что Л.И.Антонов: "убит тряпицинским отрядом". И.В.Никитенкин, И.В.Овчинников убиты. Г.М.Сычева замерзла. От воспаления легких умерли Н.Швенпа, В.А.Овчинников. От старческой слабости - П.М.Внукова, И.Е.Вавилин. От слабости - младенец Зиновия.

Согласно записям в метрической книге умершие старообрядцы были похоронены в трех местах. Крестьянка П.М.Внукова - на кладбище дер.Смирновка, Зиновия - на кладбище с.Красная Речка. Остальные - на кладбище г.Хабаровска. Л.И.Антонов, И.В.Никитенкин - место захоронения не указано.

Обряды погребения совершали с июля 1919-го по ноябрь 1919 г. протоиерей Иоанн Шадрин, с мая 1920-го по декабрь 1920 г. и в октябре1922 г. священник Петр Изотов и в октябре 1921 г. священник Григорий Борисов.

Старообрядческая метрическая книга Градо-Хабаровского Успенского прихода о родившихся предназначалась для регистрации рождений. Здесь ука-зывалось: №№ по порядку; время рождения, место жительства; время креще-ния; имя младенца; №№ мужской пол; №№ женский пол; звание, имя, отчество, фамилия, вероисповедание и местожительство родителей; звание, имя, отчество, фамилия восприемников; подпись ведущего книгу и совершавшего обряд.
Всего в старообрядческой общине города Хабаровска и его окрестностей, по данным метрической книги в 1919-1922 гг. родилось 23 младенца. Первая часть листа 89 отсутствует, вторая часть повреждена и поэтому отсутствуют сведения о времени рождения, крещения, месте жительства, имени мла-денца у пяти родившихся в 1919 г. Также в некоторых местах есть неразборчивые записи. Звания некоторых родителей не записаны.

Таблица 12
Год рождения Мальчики Девочки Всего
1919 6 3 9
1920 4 4 8
1921 2 1 3
1922 2 1 3

Есть запись, что в 1922 г. были присоединены к старообрядческой церкви шестеро вторым чином от греко-никоновской церкви с указанием времени крещения; имени младенца; пола и Ф.И.О., местожительства родителей.

Сведения об именах родившихся, фамилиях, именах, отчествах, зва-ниях родителей можно привести частично.

Таблица 13
№№ п/п Имя родившегося Звание, имя, отчество, фамилия родителей

1 2 3
1 - Анфинаген …тихивичи Анастасия ..сокины.
2 - крестьяне Пор…ний Кипрично.ич Евгения Лупонова .оловановы.
3 - крестьяне Ефим Евстафиевич, Пелагия Леонова Шустовы.
4 - крестьяне Федор Тимофеевич, Фания Афанасьевна Лебедевы.
5 - -
6 Зиновия крестьяне Пахом Васильевич, Феодосия Иларионовна Борякаевы.
7 Николай крестьяне Трифон Иванов, Ирина Ермилова Костылевы.
8 Екатерина крестьяне Иван Ульянов, Мария Ульянова Золотаревы.
9 Варвара крестьяне Иван Куприянов, Парасковия Николаевна Петровы.
10 Георгий казаки Агафон Власьевич Христиния Арьефеева Ефтеевы.
11 Константин крестьяне Фотий Дмитриевич, Феодосия Григорьев-на Уткины.
12 Елена крестьянин Потап Матвеевич, Агафия Иванова Фролова.
13 -
-
14 Евдокия гражданин Матвей Семенович, Прасковия Ивановна Гришаевы.
15 Корнилий Сафоний Дмитриевич, Наталия Васильевна Уткины.
16 Харитина Алон Андреевич, Матрена Куприяновна Кондратьевы.
17 Александра Иоанн Артемьевич Лобачев, жена Василиса Сергеевна Спиридонова.
18 Сергий Михей Меркулович, Феодосия Мефодьевна Внуковы.
19 Матрена Петр Антипович, Екатерина Калиновна Лебедевы.
20 Иосиф Трифон Иванович, Ирина Еримеевна Кастылевы.
21 Анна Иван Артемьевич, Пелагея Ивановна Лобачевы.
22 Максим Иван Ефимович, Наталия Антиповна Шустова.
23 Владимир Василий Игнатьевич, Капиталина Никитишна Нови-ковы.

15 января 1922 г. Надежда Ефимовна Федорова была присоединена вторым чином под миропомазание от греко-никоновской церкви. 6 марта того же года были присоединены вторым чином от греко-никоновской церкви Анна, Анна, Петр, Анна, Екатерина, Валентина. Их родители указаны Лобачевы.

В метрической книге записано, что у большинства родившихся родители старообрядцы. В книге не указывается, что родители старообрядцы у Николая, Екатерины, Варвары, Евдокии, Иосифа. У Александры отмечено, что только И.А.Лобачев старообрядец.

География расселения родителей, записанных в метрическую книгу Хабаровского Успенского старообрядческого прихода, не столь широка. Трое из Хабаровска. Один из Благовещенска. Половина родителей проживало в Хабаровском уезде: Красная Речка, деревни Смирновка, Федоровка. Амурская об-ласть представлена деревней Новгородкой. Терская область - станицей Савельевской. Двое из Саратовской губернии, без указания села или деревни. Также есть жители деревни Нижний Катар. В четырех случаях местожительство родителей не определено. Обобщенные данные о местожительстве родителей можно представить частично.

Таблица 14
№№ п/п Место жительство родителей
1 г. Благовещенск.
2,3,7,8,11,16, 18,19,22 дер. Смирновка, Некрасовской волости, Хабаровского уезда.
4,5,13,20 -
6 дер. Новгородка, Большо-Созановской волости, Амурской области.
9 Красная Речка, Некрасовской волости, Хабаровского уезда.
10 Терская область, Кизлярского отдела, станица Савельевская.
12 Саратовская губерния, Хвалынский уезд, Селедбинская область, село … .
14 дер. Федоровка, Николо-Александровской волости, Хабаровского уезда.
15 дер. Нижний Катар.
17,21,23 г. Хабаровск.
17 Жена В.C.Cпиридонова - уроженка Самарской губернии, Старопольского уезда, Семгелевской волости.

Записи свидетельствуют, что у всех родившихся детей имелись отец и мать. Записи о внебрачном происхождении детей отсутствуют.

Сведения о месте жительства родившихся детей дополняют представление о географии расселения старообрядцев. Девять младенцев при рождении проживали в г. Хабаровске - Зиновия, Николай, Георгий, Елена, Евдокия, Александра, Анна, Владимир, у одного не указано имени. Четверо при рождении проживали в дер. Смирновка, Некрасовской волости, Хабаровского уезда - Екатерина, Константин, Харитина, Максим. Корнилий - в дер. Нижний Катар, Тунгуской волости. Иосиф - в дер. Нижний Катар, Некрасовской волости, Хабаровского уезда. Сергий - в Князе-Волохонской деревне и волости. Варвара - в деревне Красная Речка. Очевидно, что место рождения, место жительства детей и место жительство родителей может совпадать, и не совпадать. У шестерых родившихся отсутствуют сведения о месте жительства.

Сведения о званиях, именах, отчествах, фамилиях восприемников можно обобщить полностью, за исключением двух случаев неполного заполнения отчества и одного случая неразборчивого заполнения фамилии.

Таблица 15
№№ п/п Звание, имя, отчество, фамилия восприемников
1 гражданка София Константиновна Бутновских.
2 крестьяне Фотий Дмитриев Уткин, Марфа Дмитриевна Костылева.
3 крестьяне Савелий Макарович Агафонов, Василиса Малофеевна Внукова.
4 крестьяне Мефодий ..ркуриевич Внуков, Матрена Афанасьева Стародубова.
5 граждане Кирилл Павлович Финошкин, Евдокия Петровна Львова.
6 крестьянка Анна Пахомовна Борикаева.
7 крестьянин Зотик Иванов Костылев, Агафия Ермилова Малышева.
8 крестьяне Семен Харитонов Теленченков, Ксения Иванова Лебедева.
9 крестьянин Трифон Иванов Петров, Васса Иванова .аврончева.
10 крестьяне Афанасий Павлович Золотухин, Ксения Титовна Здутова.
11 крестьяне Радион Дмитриев Уткин, Агафия Яковлева Уткина.
12 крест. Агафия Евдокимова Емельянова.
13 Иван Иванович Балуев и Варвара Ти….евна ...а.
14 граждане дер.Федоровки Николо-Александровской волости Хаба-ровского уезда Сергей Иванович Афанаскин и Анна Семеновна Смирнова.
15 Кирил Федоров, Порасковия Федорова дер.Нижний Катар.
16 Козьма Филиппович Лебохов,Фотигия Ал. Лебедева.
17 гр-н села Красная Речка, Некрасовской волости Афанасий Павлович Золотухин.
18 Андрей Ермилович Малышев, Проросковия Петровна Золотухина.
19 Петр Трофимофич Лебедев, Наталия Антиповна Шустова.
20 Агей Агеич Ковалев, Агафия Еримеевна Малышева.
21 Афанасий Павлович Золотухин, Порасковия Петровна Золотухина.
22 Амос Федорович Лебедев, Татьяна Ефимовна Шустова.
23 Макей Фаддеевич Демченков, Антонина Никитишна Бондарева.

По сословной принадлежности большинство родителей и восприемников - крестьяне, одна семья из казаков, три семьи - граждане г. Хабаровска, одна семья - г. Благовещенска
Совершал обряды с 1919 г. по июнь 1920 г. протоиерей Иоанн Шадрин, с Варварой и с четырьмя младенцами также В. Морозова. В июле 1920 г. - священник Григорий Борисов с И.Балуевым. В сентябре 1920 г. по август 1922 г. - священник Петр Изотов, также обряд с Александром совершил Яков Емельянов и обряды с Иосифом, Владимиром совершала В. Морозова.
Итак, анализируя старообрядческую метрическую книгу Градо-Хабаровского Успенского прихода, можно получить данные о семейно-брачных отношениях, сословной принадлежности, вероисповеданию, косвенно об уровне грамотности, о священниках, храмах и молитвенных домах, о присоединении к старообрядчеству от греко-никоновской церкви. Использование сведений из этой метрической книги позволяет перепроверять информацию, получаемую от информаторов-старообрядцев старшего поколения, помогать воссоздавать родословную старообрядцев. Метрическая книга свидетельствует о существовании живых традиций старообрядчества Белокриницкой иерархии в Хабаровске и его окрестностях, о непрерывающихся связях поколений старо-обрядцев в ХХ в. и в начале ХХI в.

Первичное исследование старообрядческой метрической книги Градо-Хабаровского Успенского прихода открывает возможности для ее дальнейшего изучения и исследования истории старообрядчества Дальнего Востока. Автор благодарит А.М.Жукова за содействие в поисках старообрядческой метрической книги города Хабаровска.

По материалам И.Шевнина

08 ноя 2015

Копирование запрещено! Почему?
Получить ссылки на эту страницу.

Появились вопросы, замечания, дополнения? Пожалуйста, напишите комментарий:
Ваше имя
Комментарий
Длина текста:
введите число с картинки
Правила прочитал(а)



См. также:

Далее в разделе Архив: Старообрядческий храм в Хабаровске

Какая тематика Вам наиболее интересна?
Пожалуйста, выскажите своё мнение, какой раздел сайта вам наиболее интересен:

Голосование запущено 28 янв 2015, приняло участие 70 человек.



Нам пишут:
17 мар 2017
Евгения: Белый свет - это сочетание синего, красного и желтого. Зеленый свет - это комбинация синего и ... (к статье 'Фитолампы и агролампы')

08 фев 2017
Гость: а лук можно пересадить луковицей? (к статье 'Травы в начале июля')

30 янв 2017
гость: клевер, мята (если это мелисса) - это аптека под небом. настой мяты снизит давление, успокоит, ... (к статье 'Травы в начале июля')

30 янв 2017
нина: листья бонсая не подойдут, т. к. они сушатся по-другому и орошаются лаком (к статье 'Растительные ноотропы')