Главная / Архив

Данная работа является первой попыткой систематизации собранного материала по крестьянскому сарафану Вятской губернии XIX - начала XX в. В настоящее время в коллекции Сергиево-Посадского музея насчитывается 32 сарафана, привезенных из бывших Котельнического, Уржумского, Слободского, Орловского, Иранского, Вятского, Нолинского уездов. При работе над темой использовались фондовые экспонаты Кировского государственного объединенного историко-архитектурного и литературного музея (далее Кировский музей), краеведческих и школьных музеев Кировской области. Ценными архивными источниками послужили анкеты, отдельные редкие рисунки корреспондентов РГО середины XIX - начала XX в., опубликованные отчеты научных экспедиций в Кировскую область Е.В. Матвеевой (1925 г.)1 и Г.С. Масловой (1954 г.)2, а также сведения, собранные во время экспедиций Сергиево- Посадского музея.

Особый характер народной художественной культуры вятской земли во многом обусловлен своеобразием исторической судьбы этого края. На протяжении нескольких столетий она формировалась в живом взаимодействии с традициями Русского Севера, среднерусских земель и коренных народностей, проживающих на этой территории (удмуртов, коми-пермяков, марийцев, татар). Славяне начали проникать в бассейн Вятки в Х-XII вв. вначале очевидно из новгородской земли. Массовая колонизация началась в XVI в. с северных великорусских земель, а затем с Верхневолжских и Центральных районов Руси. Со второй половины XVII в. в глухих вятских лесах стали селиться старообрядцы. С конца XVIII в. отмечено появление русского населения из южнорусских областей. Последние колонизационные потоки в Вятский край закончились только в XIX веке. 3

Основным типом русского женского костюма Вятской губернии с XVIII в. до 30-х гг. ХХ в. был комплекс с сарафаном. В него входила рубаха, пояс, в отдельных местах одна или несколько нижних юбок, запон (фартук), душегрея, платок, головной убор. Вариативность одежды определялась в первую очередь огромной территорией губернии, самой большой в дореволюционной России, назначением одежды, возрастными и материальными различиями владельцев. В целом костюм отличался относительной простотой, строгостью покроя и отделки. Сарафан являлся одной из его .главных составных частей .

Архивные источники и материалы различных обследований выявляют различные варианты названий вятских сарафанов.4 Одни из них произошли от наименования определенных фасонов, отделки, ткани из которой сарафаны изготовлены и способов ее окраски, другие связаны с назначением, возрастным уровнем владельцев. Так по покрою известны названия сарафанов: "кунтыш", "шушун" - старинные клинообразные, с откидными рукавами ( в конце XIX- начале ХХ "шушуном" называли сарафан из синего холста ), "косоклинник" - косоклинный, "с нагрудкой" - вставкой на переднем полотнище, "с мышками" - клинообразными вставками на переднем полотнище или с лямками, " московский", "московец" - прямой или с лифами, разрезом на правом боку или груди, "московец с волоном" ,"московец с косинцами" - с лифом, украшенные оборками или нашивками косых полос; по материалу: "полубумажник", "московик" - из ситца, "китайник", "китаешный" - из разноцветной шелковой, полушелковой ткани, ситца, "шолковик "- из шелка, " набивник", "набойник", "пестряк" - из ткани с набивным рисунком, " тканник", "самотканник" - из пестряди, "кустовик" - из пестряди, с браным орнаментом в виде разноцветных розеток, "пестряк" - из бумажной материи, "портяной" - из холста, "шерстеник" из шерстяной ткани, "достольник" - из крученой бумажной нити, "люстренник", "мистренник" - из полушелковой ткани; по цвету ткани: "кумачник" - из красной ткани; по способу окраски ткани: "крашенинник", "верхница синяя", "синяк" - окрашенные кубовой краской, "дубас," "дубленник", "санданньик" - окрашенные ольховой или ивовой корой, "сандальник" - окрашенный сандалом и купоросом; по назначению: "подрясник" - моленный; по возрастному делению: "синюха" - сарафан из грубого холста, который носили пожилые женщины. Различные варианты названия сарафанов встречаются в народном фольклоре. Корреспондент РГО Н. Кабардин, описывая в 1893 г. свадьбу в Вятском уезде, приводит шутливое обращение дружки к пожилым людям, разместившимся в избе на печке: "Старые старухи, толстые синюхи ... Белые повязухи (повязки), худые заплаты".

Впервые термин "сарафан", применительно к вятской купеческой одежде, упоминается в 1743 г. в архивном документе Вятской провинциальной канцелярии: "камчатой красной с кружевом золотым и серебряным". В этом же документе упоминаются сарафаны - "кунтыши" (кундыши) - от польского "kuntusz", сшитые из различных сортов шелка (голи, полуголи, камки, штофа) "жаркого", "красного, зеленого, вишневого, "рутожелтого", "гвоздишного" и коричневого цветов.
Кунтыши декорировались золотым и серебряным кружевом " с городками золотныя, серебром редкотканыя", сеткой серебряной и золотым позументом 6. Известно, что эта туникообразного покроя одежда, расширяющаяся книзу продольными боковыми клиньями, с глухим воротом и откидными рукавами бытовала в Древней Руси 7. В середине XIX века, по материалам РГО, в Слободском и Уржумском уездах Вятской губернии одежда аналогичного покроя из синей и красной шерстяной ткани носила название "шушун", "шушпан" .8 Сарафаны - шушуны отмечены исследователями в ряде северных и западных губерний России.9 В отдаленной от крупных промышленных центров, бездорожной Вятской губернии такая одежда выходила из употребления только к сере дине XIX века. В 1847 г. корреспондент РГО священник Д. Трапицын сл. Кукарка Иранского уезда свидетельствовал, что только старухи донашивали "сарафаны с глухими воротами и с рукавами" 10.

На основании имеющихся в нашем распоряжении вещественных памятников на территории Вятской губернии с середины XIX в. до 30-х гг. XX века выявляется бытование семи видов сарафанов. Предлагаемое деление несколько отличается от существующей в литературе классификации русских сарафанов, данной Б.А. Куфтиным, Н. П. Гринковой и Л.В. Тазихиной" 11.

Основными признаками дифференциации сарафана по видам послу- жили особенности его покроя:
1. С цельными прямыми передним и задним полотнищами (без серединного шва)
2. Распашной или со швом по середине
3. Закрытый (глухой) - с небольшим вырезом для головы и овальными проймами для рук
4. Открытый - на лямках
5. Наличие клиньев, скошенных полотнищ
6. Расположение клиньев
7. Наличие лифа

I вид представляет косоклинный глухой сарафан с цельными прямыми передним и задним полотнищами, с продольными боковыми скошенными полотнищами и отверстиями для рук. Очевидно, он представляет собой поздний вариант кроя упоминаемых ранее древних видов сарафанов с откидными рукавами. Г.С. Маслова обнаружила такой покрой сарафана в 1954 г. в "смертной" одежде старообрядцев (с. Старая Тушка Рожкинского района)12. Экспедицией Сергиево-Посадского музея 1998 г. зафиксирован подобный вариант покроя, сохраняемый в "смертной" одежде старообрядцев поморского беспоповского "филипповского" согласия, сшитой уже в наши дни из белой х/б ткани. Сарафан используется с туникообразной рубахой без ворота, с длинными немного скошенными к кисти рукавами. "Смертная" одежда происходит из печально известной д. Шихали Уржумского района, жители которой в 1953 г., в очередной период борьбы со старообрядчеством, были расселены в близь лежащие села.

Ко II виду относится косоклинный сарафан на узких лямках с цельными прямыми передним и задним полотнищами и боковыми продольными скошенными полотнищами или клиньями.

О постепенной трансформации глухого сарафана в открытый может косвенно свидетельствовать сохранившаяся на ряде спинок сарафанов фигурная планка, напоминающая в схематичной форме очертания самой спинки. На более старых сарафанах она выкраивалась вместе с лямками из заднего полотнища спинки, на поздних - шилась из отдельного кусочка ткани (часто черного сукна), по прежнему сохраняя очертания спинки. Вариантами покроя этого вида могут быть сарафаны со встречными складками или зафиксированными мелкими защипами на спинке, собранными под узкой обшивкой. Иногда переднее полотнище имеет трапецивидную форму. Подобные сарафаны бытуют в Уржумском уезде среди старообрядцев-беспоповцев "филипповского", "федосеевского", "даниловского" согласий в качестве праздничной и моленной одежды. Они сшиты из темной (синей, черной) полушелковой, шерстяной, более старые - из тонкой льняной ткани домашней выработки. Традиционно моленные сарафаны носились с поясами, белыми льняными прямополиковыми рубахами с неглубоким вырезом у горловины. Сборка у ворота и какие-либо украшения на моленных рубахах старообрядок "филипповского" согласия до настоящего времени строго запрещены (как запрещено также ношение на молебне нательного белья (кроме чулок)). Пояса из х\б нитей со словами молитв и пожеланий ткались старообрядками этих мест еще в 1970-е гг. В будни пожилые старообрядки "ионовского" и "филипповского" согласий (с. Шурма, п. Пиляндыш Уржумского района) носят одежду аналогичного покроя из фабричных тканей. Молодежь традиционную моленную одежду надевает только в поминальные дни.

III вид представляет косоклинный сарафан с неглубокими проймами, с разрезом спереди, застегивающимся на пуговицы или, чаще всего, со швом посередине, имитирующим застежку, с боковыми продольными скошенными полотнищами или клиньями.

На спинке могут быть зафиксированные встречные складки или защипы; вариантом кроя являются также плечевые вставки, соединяющие передние и задние полотнища. Возможно, что этот сарафан является одним из поздних модернизированных видов древних сарафанов с глухим воротом и откидными рукавами. На территории Немского, Нолинского, Уржумского, Орловского районов отмечено бытование таких сарафанов под названием "подрясник" в качестве моленной одежды старообрядцев "федосеевского" согласия (в Нолинском уезде термин "подрясник" употреблялся к названию моленных сарафанов и иного покроя). Старинные "подрясники" сшиты из темных тонких домотканных льна, шерсти или сатина, современные - из фабричных шерсти, х/б ткани, даже подкладочного шелка (в этом случае расположение швов может меняться). С изнанки на груди "подрясники" имеют подоплеку или шьются на подкладке с внутренними карманами. Сарафаны носятся с поясом, белыми батистовыми, кисейными рубахами, богато декорированными белошвейной вышивкой и кружевом. На голову повязывается два платка. Верхний платок носится "на кромочку", закалываясь под подбородком и раскладываясь двумя концами на спине и груди, повторяя своими складками мягкие очертания сарафана.

К IV виду относится косоклинный сарафан на узких лямках со швом посередине и боковыми продольными скошенными полотнищами или клиньями.

Бытование таких сарафанов отмечено во всех обследованных уездах. Рассматриваемый вид имеет несколько вариантов кроя- со сборками на спине, собранными под обшивкой или неширокой планкой (шились из клетчатой пестряди, набивной ткани или ситца), а также со сборками на спине, собранными под обшивкой и зафиксированными на талии планкой. Последние бытовали в конце XIX - начале XX в. на севере Орловского уезда. Они шились из восьми прямых и скошенных полотнищ клетчатой пестряди; боковые и задние полотнища фиксировались планкой, передние, в верхней части, удлинялись вставками - "нагрудками", часто изготовленными из другой ткани. Этот вариант покроя не отмечен в этнографической литературе и его, очевидно, необходимо рассматривать как локальную особенность. Сарафаны носились с пестрядными, льняными, ситцевыми прямополиковым или бесполиковыми рубахами со скошенными к запястью или присобраннеми под манжеты рукавами, поясом и иногда запоном.

V видом является косоклинный сарафан на узких лямках, с разрезом или со швом посередине передних полотнищ, с цельным задним полотнищем, боковыми клиньями и подклинками, расположенными "елочкой".

До наших дней сохранились единичные экземпляры сарафанов аналогичного кроя первой половины XIX в. из Слободского уезда, хранящиеся в собрании Кировского музея. Они сшиты из тонкопряденного льна, окрашенного в яркие зеленый и малиновый цвета и декорированные вдоль переднего шва узорными лентами и металлическими пуговицами с петлями. В 1995 г. экспедицией Сергиево-Посадского музея в Нолинском районе деревне Туран у старообрядцев "федосеевского" согласия закуплено два сарафана из синего холста этого вида покроя, датируемых серединой и второй половиной XIX в. Сарафаны носят название "подрясников", т.к. использовались как моленная одежда. Сарафан середины XIX в. скроен из 15 прямых полотнищ, клиньев и подклиньев. Последние, располагаясь по боковым сторонам в виде "елочки", значительно увеличивают размеры сарафана в подоле, доводя его до 5 м 34 см. Цельный, подчеркнуто изящный, как бы летящий силуэт сарафана, удерживается благодаря использованию особо скроенной подоплеке из холста. К нему подбирались прямополиковые или бесполиковые белые батистовые рубахи, с длинными, суживающимися к кисти рукава ми, орнаментированными белошвейной вышивкой и пояс со словами молитв. Вариантом покроя этого вида являются сарафаны с частыми веерообразными складками на спинке, закупленные у старообрядцев Немского района (на границе бывших Уржумского и Глазовского уездов) экспедициями Сергиево-Посадского и Кировского музеев. Пояс в этих костюмах надевался под сарафан.

Интересно отметить, что на всех поступивших в Сергиево- Посадский музей старообрядческих клинообразных сарафанах середины XIX - начала ХХ в. передние полотнища короче задних, образующих при ходьбе своеобразный хвост. Он может быть очень значительным и немного заоваленными, как на распашном сарафане конца XIX в. Орловского уезда из собрания Кировского музея. Подобная характерная особенность кроя отмечается и на ряде сарафанов XVIII - XIX вв. северных и центральных губерний России из собраний ГИМ и РЭМ. Возможно, что этот крой является следствием трансформации широко распространенной на Руси в XVI - XVII вв. мужской и женской одежды как однорядка и опашень. Первая представляет собой распашную одежду с длинными откидными рукавами и прорехами для рук у пройм, вторая - более свободного покроя, с длинными, сужающимися к запястью рукавами. Передние полы однорядок и опашней были короче задних. Можно предположить, что консервативность образа жизни старообрядцев, устойчивое сохранение ими традиционного костюма смогли донести древний элемент кроя одежды до наших дней.

VI вид представляет прямой (круглый) сарафан на узких лямках, сшитый из нескольких прямых полотнищ, собранных в верхней части под узкую обшивку или широкую планку (до 10 см шириной).

Вариантами кроя являются сарафаны с подкройными боковыми вставками - "мышками" часто выполненными из другой ткани или вставкой "нагрудкой" в верхней части переднего полотнища, с завязками-шнурами на груди. По свидетельству корреспондента РГО из Иранского уезда в первой половине XIX в., в будни женщины носили сарафаны из синего холста, а в праздники "так называемые московские (т.к. и другие с разрезами на правом боку или груди, застегиваемыми на пуговку, особенно у тех кои кормят грудью) и непременно ситцевые сарпинские или шелковые, опоясываются шелковыми персидскими (на манер персидских) поясом у коего концы с кисточками и перевитью спускают на боку, чуть не дополу. У последних сарафанов подолы обшивают сборками или лентами, а иногда и позументами в ряда два... Материалы РГО того же времени из Елабужского уезда сообщают об обычае по которому девушкам до свадьбы не полагалось подвязывать сарафаны поясом.15

К концу XIX в. прямые сарафаны стали самой распространенной женской одеждой Вятской губернии. Бытование прямых сарафанов из клетчатой пестряди "пестряков", "тканников", "китайников" - из ситца, отмечено во всех обследованных экспедициями Сергиево-Посадского музея уездах, старинные сарафаны из набивной ткани - "набивники" сохранились к 1990-м гг. только в Слободском уезде.

В комплекс с прямым сарафаном чаще всего входили ситцевые и льняные прямополиковые и бесполиковые рубахи в основном с пышными рукавами, собранными в густые сборки под обшивки или манжеты, с глубокими вырезами у горловины. На рисунке 1847 г. корреспондента РГО Яранского уезда изображена крестьянка в рубахе и прямом "московском" сарафане. Вырез горловины рубахи прикрывается наплечным платком "косинкой", концы которого заправлены под лямки сарафана16. Часто сарафаны носились с запонами, выполненными в техниках браного и многоремизного ткачества и ткаными поясами ( Яранский, Орловский, Вятский уезды ). В наборе деталей этих комплексов одежды, их покрое и орнаментации прослеживается некоторая аналогия с костюмами Великоустюжского уезда. Возможно, эта связь объясняется колонизационным потоком русского населения из Вологодской губернии в вятские земли вплоть до XIX в. (отсюда зафиксированные экспедициями Сергиево-Посадского музея фамилии местных жителей как Устюжанины).

VII вид представляет сарафан сшитый из нескольких прямых полотнищ, присобранных у лифа, на узких лямках.
Вариантом кроя мог быть сарафан с неполным лифом, облегающим только спину, разрезом на груди или правом боку, с завязками на груди. Этот вид сарафана появляется только в конце XIX- начале XX вв. Особенно большое распространение он получил в Вятском уезде, где бытовал до 30-х гг. ХХ в. Его появление связано с интенсивным развитием отхожих промыслов, и как следствие - проникновением в деревню элементов городской культуры.

Особенностью сарафанов с лифом была их подчеркнутая декоративность. Ткани изготавливались из домотканных льняных нитей, окрашенных анилиновыми красителями в яркие желтые, голубые, зеленые, красные цвета в технике полотняного переплетения с перебором. Рисунок состоял из разновеликих клеток, контуры которых отмечались рельефным пунктиром. Сарафаны украшали оборками и нашивками косых полос - отсюда названия "московец с волоном", "московец с косинцами". Они носились с ситцевыми, пестрядными или льняными бесполиковыми или прямополиковыми рубахами с открытым воротом, рубахами на кокетке с воротником-стойкой, с длинными или короткими рукавами, запоном, завязывавшемся на талии.

Таким образом, рассмотренный материал позволяет расширить имеющееся в этнографической литературе представление о разнообразии видов вятских сарафанов. Однако, вопрос о их эволюции достаточно сложен и требует дальнейшего изучения. Ясной картины смены одного вида сарафана другим пока не существует. Благодаря сравнительно большой прослойке в крае старообрядческого населения, бережно хранящего традиционный костюм, можно предположительно выделить древние формы сарафана, поставить вопросы о генезисе отдельных деталях его кроя. Более уверенно можно говорить о позднем виде сарафана с лифом, появление которого связано с влиянием городской моды на крестьянский костюм.

По материалам С.Горожаниной

08 ноя 2015

Копирование запрещено! Почему?
Получить ссылки на эту страницу.

Появились вопросы, замечания, дополнения? Пожалуйста, напишите комментарий:
Ваше имя
Комментарий
Длина текста:
введите число с картинки
Правила прочитал(а)



См. также:

Далее в разделе Архив: История одного костюма

Какая тематика Вам наиболее интересна?
Пожалуйста, выскажите своё мнение, какой раздел сайта вам наиболее интересен:

Голосование запущено 28 янв 2015, приняло участие 319 человек.



Нам пишут:
21 авг 2023
Нина: Хороший рецепт, но немного скорректировала его, на две шаурмы:

2 лаваша
1 баклажан
1 ... (к статье 'Домашняя шаурма')

06 июн 2023
Владимир Чефонов: Духовность это просто во-первых ПРОЦЕСС организации и работы отражения ПРАВИЛ БЫТИЯ ... (к статье 'Этническая религия')

25 мар 2023
Гость: Как часто можно пить отвар чаги? (к статье 'Грибы в лесу зимой и ранней весной')

16 фев 2023
Михаил: Да. Все трутовики, которые растут на берёзе, употребляются. (к статье 'Грибы в лесу зимой и ранней весной')