Главная / Архив

Хабаровские газеты являются одним из важнейших источников по истории старообрядческой церкви Белокриницкого согласия в Хабаровске и его окрестностях. Хабаровские старообрядцы накопили существенный опыт в разрешении таких важных вопросов, всегда волновавших общество, как отношение к власти, духовной жизни, сохранению и развитию национальных традиций.
Известные опубликованные свидетельства можно расположить в следующей хронологической последовательности.
1917.
12 апреля к 7 ч. вечера приглашались на собрание старообрядцы Белокриницкой Иерархии.
17 апреля к 6 ч. вечера созывалось общее собрание старообрядцев в доме В.А.Овчинникова, ул. Пушкинская, д.22. Программа собрания: 1) организация общины старообрядцев г.Хабаровска и его окрестностей, 2) выбор правления , выбор ревизионной комиссии, 3) обсуждение вопроса о дальнейшем объединении старообрядцев и о текущих событиях. Приглашались на собрание все лица, интересующиеся делом общественного объединения и правления старообрядцев.
26 апреля к 5 ч. вечера приглашались на общее собрание старообрядцы всех согласий в
помещение Хабаровской мещанской управы.
30 апреля к 12 ч. дня приглашались старообрядцы Белокриницкой Иерархии на собрание, в дом Морозова, ул. Барабашевская, средняя гора, склон к Плюснинке, д.60 для обсуждения вопроса , касающегося отправки делегатов от старообрядцев г.Хабаровска и его
окрестностей на всероссийский съезд старообрядцев и собор епископов, имеющих быть в Москве 28 - 31 мая 1917 г.
28 мая опубликовано письмо старообрядцев, которым правление Хабаровской св. Троицкой общины старообрядцев Белокриницкой Иерархии и его окрестностей обратилось
в Хабаровскую городскую управу - "Заря свободы, озарившая и освободившая всю подъяремную Россию, освободила и нас, веками гонимых старообрядцев. При самодержавном правительстве мы не только не могли высказывать свои нужды но, всячески преследуемые, были лишены самой насущной духовной потребности - гласно исповедовать и молиться Богу по тем книгам, по которым молились наши деды, и так, как подсказывала нам совесть.
Теперь произвол пал, и мы старообрядцы, не скрываясь, можем исповедовать веру отцов наших и нашей совести. Но для осуществления нужд старообрядчества гор. Хабаровска и его окрестностей необходима церковь и школа. Приступая к намеченной цели, правление общины старообрядцев просит городскую управу об отводе земельного участка под застройку старообрядческой церкви и школы, считая наиболее подходящим для этого участком место на углу Театральной и Муравьева Амурского ул. против реального училища".
15 июня состоялось заседание городской земельной комиссии под председательством Н.И. Бутырского. По прошению Хабаровской общины старообрядцев об отводе земельного участка под старообрядческий храм и школу, комиссия постановила ходатайство отклонить.
1919
26 ноября доводилось до сведения старообрядцев г. Хабаровска, а также окрестных селений, что 30 по новому, а 17 ноября ст. стиля, имеет быть освящение нового старообрядческого молитвенного храма по Барабашевской д.60.
30 ноября состоялось торжественное освящение старообрядческой церкви во имя Успения Пресвятые Богородице, и теперь местное старообрядческое население имеет возможность исполнять свои религиозные обряды. Богослужения совершаются во все праздничные дни. Начало всенощного бдения в 5 ч. вечера, литургии в 8 ч. утра. Церковь помещается - Барабашевская ул., средняя гора, склон к Плюснинке, дом 60.
14 декабря к 3 ч. дня приглашались старообрядцы всех согласий на общее собрание для выяснения положения о выборах в гос. Земское совещание, намечание кандидатов, а если возможно и избрание таковых. По распоряжению временного правительства, старообрядцам предоставлено в земском совещании три места. Собрание состоится по Барабашевской ул., в доме 60.
1922
В начале января в Хабаровск прибыл из Владивостока в составе делегации Приамурского Народного Собрания, главный старообрядческий священник войск Вр. Приамурского Правительства Иван Кудрин. Он обращал внимание солдат старообрядцев, что на Барабашевской улице 60, во дворе находится старообрядческий храм. Желающие быть при богослужении могут явиться в обычное для богослужений время - в канун праздников и в праздники.
4 февраля церковный староста Тимофей Морозов обращал внимание старообрядцев, что приехал для обозрения епархии протоиерей А.Е.Соловьев, по поручению Его Преосвященства старообрядческого епископа Иосифа.
5 февраля просили всех старообрядцев г. Хабаровска пожаловать на собрание, Барабашевская 60.

1923
16 февраля губревком предложил гр. Морозову представить в трехдневный срок инвентарную опись имущества, специально предназначенного для богослужения и обрядовых целей, а также представить заявление граждан за подписью не менее 30-ти человек, желающих взять в свое пользование вышеозначенное имущество.
Требуемые опись имущества и заявление за подписью 30-ти старообрядцев были представлены.
22 февраля губревком ставит в известность гр. Морозова, что 24 числа в час дня назначена передача членам общины указанного в описи имущества и предлагает озаботиться приглашением лиц, желающих взять на свое попечение это имущество.
24 февраля в назначенное время представители губревкома явились в старообрядческий молитвенный дом, но Морозов заявил: "Не признаю вас … никаких передач и приемов имущества не желаю… Вы антихристы, а договор с вами - печать антихриста". Представители стали убеждать собравшихся старообрядцев во главе с Морозовым в том, что Советская власть не препятствует им исполнять свои религиозные обрядности, но в данном случае необходимо лишь выполнить некоторые формальности. Но седобородые старообрядцы во главе с Морозовым и слушать ничего не хотели: " Печать антихриста, печать антихриста…". Представителям губревкома пришлось уйти, не добившись передачи им церковного имущества.
2 марта Представители губревкома явились для передачи старообрядческой религиозной общине молитвенного дома и другого имущества, предназначенного для богослужения, в молитвенный дом старообрядцев. Оказалось, что передача богослужебного имущества группе верующих произведена быть не может, т.к. не оказалось лиц желающих получить таковое. Морозов заявил: "Никакого общинного имущества в молитвенном доме не имеется. Все имущество принадлежит лично мне". Его спросили: "А иконы?". Он ответил: " Иконы временно принесены верующими". Комиссии по передаче имущества пришлось составить акт о нежелании старообрядцев принимать на свое попечение богослужебное имущество. Согласно декрета правительства, отдел управления губревкомом вынужден будет теперь опечатать это имущество и временно передать его на хранение губернскому отделу народного образования.
1993
20 февраля сообщалось, что в жизни Хабаровской православной старообрядческой общины состоялось большое событие: епископ Силуян, по древнему уставу освятил место будущего строительства старообрядческого храма во имя Покрова Пресвятые Богородице. Ныне обряды отправляются в жилых домах, приспособленных под церковь.
19 июня подтверждалось, что в Хабаровске была старообрядческая община, признающая Белокриницкую иерархию, и храм на ул. Барабашевской 60.
2000
19 января утверждалось, что нить времен не прервалась: 1 октября 1995 года был освящен старообрядческий храм во имя Покрова Пресвятые Богородице, на ул. Ильича 28.
18 декабря в Хабаровске, впервые, старообрядческой общине были переданы культурные ценности из федеральной собственности: напрестольный старообрядческий крест конца XIX века, четырехстворчатый складень, два старообрядческих креста. По словам отца Аркадия старообрядческая община испытывает большую нужду в предметах культа. По причине многолетних гонений старообрядческие святыни сохранились с большим трудом. В церкви Покрова Пресвятые Богородице собрались ее прихожане.

По материалам Шевнина И.

08 ноя 2015

Копирование запрещено! Почему?
Получить ссылки на эту страницу.

Появились вопросы, замечания, дополнения? Пожалуйста, напишите комментарий:
Ваше имя
Комментарий
Длина текста:
введите число с картинки
Правила прочитал(а)



См. также:

Далее в разделе Архив: Вятский сарафан

Какая тематика Вам наиболее интересна?
Пожалуйста, выскажите своё мнение, какой раздел сайта вам наиболее интересен:

Голосование запущено 28 янв 2015, приняло участие 319 человек.



Нам пишут:
21 авг 2023
Нина: Хороший рецепт, но немного скорректировала его, на две шаурмы:

2 лаваша
1 баклажан
1 ... (к статье 'Домашняя шаурма')

06 июн 2023
Владимир Чефонов: Духовность это просто во-первых ПРОЦЕСС организации и работы отражения ПРАВИЛ БЫТИЯ ... (к статье 'Этническая религия')

25 мар 2023
Гость: Как часто можно пить отвар чаги? (к статье 'Грибы в лесу зимой и ранней весной')

16 фев 2023
Михаил: Да. Все трутовики, которые растут на берёзе, употребляются. (к статье 'Грибы в лесу зимой и ранней весной')