Главная / Архив

...Мы знаем все эти символы ещё из детских сказок: Молочную реку, и бьющую вербу, и воду живую, напившись которой вьезджает воин после своей смерти на Белом Коне в Небесный Рай. Это из сказок в которых зашифровал наш гнарод своё вероучение сохраняя его для потомков. А может, мы знаем это на подсознательном, почти клеточном уровне, и не забывали никогда?
Чем является для нас, украинцев, для нашей культуры древняя этническая религия предков - славян? Почему мы во все времена обращаемся к ней в поисках духовности? Об этом - наш разговор с религиеведом, кандидатом филосовских наук, автором многочисленных монографий о веровании славян Галиной ЛОЗКО.

- Украинцы веками живут практически в двуверии. Сегодня они называют себя православными христианами, не задумываясь даже, что само название учения - "православие" - языческое. Мир Правы у язычников - это мир богов, которые "правят" Вселенной. Известно, что языческие обряды, например освящение воды, колосьев, мака, христиане просто переняли, что языческие боги названы именами греческих святых, однако отмечаются их праздники в традиционно языческие дни. То, что сегодня называется украинским фольклором, обрядовыми песнями, на самом
деле - языческие ритуалы и молитвы. А народные поверья - форма общения человека с богами. То есть этническая религия украинцев служит основой и нашей нынешней духовности. Сейчас многие в Украине стараются возродить древнюю этническую культуру, говорят о возврате к язычеству. А по большому счету, мы все из него и не выходили окончательно. Никогда.
- Галина Сергеевна, не является ли сегодня проповедь языческих постулатов искусственной? Нынче человечество переживает процесс глобализации, не только стиль жизни унифицируется, но и церкви. Может, язычество сегодня - шаг назад в духовной эволюции?
- Языческое вероучение никогда не было искусственным. Оно всегда органически вытекало из естественном жизни. Вместо догматов, в этнических религиях - естественная целесообразность, обрядовость, народный опыт, который сам вырабатывает принципы своего существования. Язычество не насаждается миссионерами, его сущность передаётся от предков - потомкам из рода в род - через образ жизни. А что касается шага назад в духовной эволюции, то выход из тупика - это всегда путь назад, в противоположном направлении. Сегодня уже понятно, что мировые религии находятся во льду. Самый красноречивый признак этого - большое количество конфессий, например в христианстве, каждая из которых считает свой путь к Богу самым святым, распри между ними и тот духовный вакуум, в котором оказалось человечество, невиданное до сих пор обесценение жизни, насилие над природой. Согласитесь, что мировые религии так и не воспитали высоконравственного человека, так как они стремились всегда не столько раскрепостить, сколько поработить его дух. Глобализация, унификация уничтожают этническую духовность, ее своеобразие, а без нее этнос превращается в биомассу, которой очень легко манипулировать. Глобальный конгломерат в духовном плане - хаос, а этническое всегда противостоит хаосу. Кстати, первым противником глобализации среди украинцев был князь Святослав, который выступал против христианизации Руси.
-Современный человек довольно прагматично подходит к природе вещей и к своей собственной природе. И иметь дело с одним Бошам ему значительно проще, чем с целым пантеоном. Возможно, монотеизм больше отвечает его потребностям
- Особенно если этот прагматичный человек не имеет ни времени, ни желания осмыслить свои духовные поиски. Просто верить - проще, чем понимать. А еще проще - думать, что веришь. Мол, в церковь забежал, свечку поставил, и можно до следующего
посещения не заботиться о своей душе. На мой взгляд, монотеистическая религия устраивает человека лишь до тех пор, пока он не начинает осмысливать характер своей связи с Богом. Христиане, например, говорят: сначала верь - и тебе откроется Царство Небесное. Язычник шел к Богу через знание, недаром Веды были его священными книгами. И когда-то, и сейчас язычник сначала "ведает", познает, а потом верует. Познать мир можно лишь через многопроявление Бога в жизни. Это позволяет политеистическая система. А монотеизм суживает наше познание, ограничивает его.
- Поэтому у язычника совсем другие отношения с Богом, чем у христианина?
-В мировых религиях Бог - какая-то трансцендентная сила, находящаяся вне границ нашего реального мира. Ему нужно повиноваться, его нужно бояться. Так как он
карает за ослушание. Боги для древних украинцев были рядом - в самой природе, в человеке как дитяти Божьем. Они не карают: если человек ведет себя недостойно, боги просто оставляют его, и человек становится одиноким в своей бездуховности.
Интересно, что проблема добра и зла решается в язычестве не через идею греха и наказания за него. Добро и зло, как день и ночь, огонь и вода, женщина и мужчина рассматриваются в неразрывном единстве. Язычник понимает, что само существование двух начал порождает гармонию Вселенной. В Велесовой книге сказано: "Белобог и Чернобог перунятся (то есть бьются) - и тем Сваргу (Небо) удерживают, чтобы миру не быть поверженному". Единство материального и духовного всегда было основой жизни язычников. Чистота телесная приближает человека к чистоте духовной - и нет ни 'аскетизма, ни отречения от мира. Ведь аскетизм неестествен: небрежение телом несет и упадок духа. И боги у язычников не бывают только добрыми или злыми. В основе их взаимоотношений с человеком -закон мзды (кстати, в старославянском языке это слово означало "так же, взаимно") - как человек Богу, так и Бог человеку. Ведь человек -частичка Бога. Он может найти в себе божественные черты, силы, таланты, мудрость, если научится слушать природу и жить в согласии с нею. А потому человек, исповедующий этническое вероучение свободен, активен, он не усмиряется Богом, а прославляет его, - и словами, и поступками.
- Если человек - частичка Бога, то каково его место в мире? У христиан, например, мир четко разделен на "этот" и "тот", причем "тот" осмысливается как Вечность, а "этот" - как временность, как шанс заслужить прощение грехов. А что такое вечность для язычника, и чем является его жизнь в вечности?
Согласно языческим вероучениям существуют три сферы бытия: Права, Ява, Нава. Права - это универсальный космический закон, по которому живет Вселенная. Она приводит в порядок кругооборот Вселенной. Этот порядок совпадает с истиной. Человек, достигший истины, может осмыслить гармонию прошлого, настоящего и будущего. Даже действия Богов - отдельные проявления Правы, регулирующей жизнь растений и животных, людей, движение Солнца и планет. Права дает жизнь Яве - времени, проявленной жизни людей на Земле. А до Явы и после нее есть Нава - там душа человека пребывает до своего воплощения и после того, как "сбросила" тело. Нава - это мир духов, бестелесных образов наших предков и родственников, существующий в нашей памяти. Нава -этот также сон, забвение, марево... Нава создает духовную энергию для поддержания предками своих потомков, если последние еще не утратили памяти рода.
Мир Явы - это мир живых людей, в котором объединены естественное, биологическое и духовное, данное Богом. Прожив в проявленном пространстве отведенное богами время, душа возвращается к своему первоисточнику - через мир Навы к богам Правы. (Эта триединость бытия отображена в символической идее Дерева Жизни. Его корень достигает мира Навы, это корни нашего рода. Ствол и ветви олицетворяют мир проявленного бытия, крона и листва -жилье властителей высшего мира, мира Правы). То есть душа для язычника живет вечно, а тело, старея, снашивается. Боги забирают его и, спустя некоторое время, дают душе новое.
- Значит, наши предки не боялись смерти?
- Нет, ведь смерть для них - временное состояние. Они верили в переселение душ, их вечное существование. Для язычника душа - причина мысли и жизни в том существе, которое она "одухотворяет". Душа владеет сознанием и волей телесного хозяина в прошлом и настоящем. Материально душа связана со Зрачком глаза, с пульсацией сердца. Бессмертная душа постоянно проходит через разные сферы своего бытия. Когда человек умирает, душа снимает с себя тело, как рубашку. Именно поэтому и у древних украинцев, и у современных язычников существует понятие священной обрядовой рубашки, которой пеленают новорожденного, свадебной рубашки, которую необходимо одевать затем на пахоту или на сев. А чтобы оздоровить человека, наши предки погружали ее в священные воды источника, восстанавливая "живой водой" поврежденную "жизненную ткань".
Тело человека после смерти сжигалось на погребальном костре - Пекле. Огонь Пекла очищает душу так же, как и вода: душа умершего проходит и Рай-реку. После этого двойного очищения попадает она на Луга Сварожьи, в Вырей - Рай, где её ожидают души предков. В Раю души словно продолжают свою земную жизнь, занимаясь любимыми делами, молясь за потомков - до нового проявления - рождения.
- Имеют ли три сферы бытия души что-то общее с христианской Троицей?
- Разные проявления Бога, то есть разные природные стихии, наши предки называли своими именами. Например, воин, молясь Перуну, вызывает громовую силу, помогающую в бою, женщина обращается к материнской силе Праве, называя ее Роженицей, или Матушкой-Ладой. Каждое имя Бога соединяет нас с духовной силой наших предков. То есть каждый Бог и молитва к нему - это как определенный путь от человека к конкретной космической стихии. Все языческие боги пребывают в священном триединстве, поэтому в религии наших предков есть учение о Триглаве, которое действительно позаимствовали христиане и сделали из него учение о Троице. Триглав не является именем отдельного бога, это понятие единой целостности трех высочайших божеств, каждое из которых персонифицируется, но все они существуют неразрывно и едино, именно как Триглав. Например, языческий Бог-Отец - это Сварог, который является началом Божеского рода, Творцом мира и человека и пребывает в Сварге - высочайшем Небе. На землю же к людям (в Яву) Сварог посылает своего сына - Перуна - в виде молнии. Бог Перун - другое проявление Сварога, так как поворачивает колесо жизни на земле. Поэтому наши язычники называли себя сыновьями Перуна. А Бог-дух у наших предков -это Бог Световид, духовный огонь, свет и святость одновременно. Световид - Бог Правы и Явы, через него видит человек "мир видимый".
То есть учение о Яве, Наве и Праве, о душе живой - лишь часть учения язычников о Триглаве как основе мироздания. И потому язычник говорит: "Верую в триединство миров Права, Ява и Нава, созданных Сварогом и удержанных в нем".
Кстати, каждого из своих богов наши предки познавали не одновременно, так как приходили они к людям в определенное, назначенное Сварожьим правом время.
- Если боги приходят к человеку в определенное время, значит, и молиться им нужно в определенное время и по-разному?
- Способы моления у язычников и в самом деле зависят от места, времени и цели обращения к богам. Например, к Даждьбогу нужно обращаться на рассвете, сначала приветствовав Бога славословием, подняв ладони вверх и повернув их к Солнцу. Если ваша молитва искренна, Вы ощутите ласковое тепло: это сила Даждьбога - вечного источника жизни - входит в ваше существо. В конце молитвы поблагодарите Бога и сохраните полученную святость: правую ладонь положите на сердце, левую - на солнечное сплетение. Моление перед важными событиями в жизни хорошо осуществлять на священной горе, с поклонами на четыре стороны света, начиная с восхода, потом по ходу Солнца - на юг, север, запад. Молясь, необходимо быть спокойным, сосредоточенным, ведь в это время происходит единение, непосредственное общение с Богом. Человек должен услышать божественный ответ, а потому этот священный ритуал называется Богослуш-6а: к Богу нужно прислушиваться, а не быть ему рабом.
Осознав себя потомками богов, народ создает свою духовную сущность, именно с этих пор начинается его история. Народ, который теряет собственную веру, теряет свой Дух и свое "я". Тогда он включается в чужую историю - и тогда исчезает род, нация.
Центр объединения родноверов Украины, возглавляемый сегодня Галиной Лозко, официально зарегистрирован в Госкомрелигии как конфессия. В декабре прошлого года он отметил свое 10-летие.
... 21 марта язычники Украины будут праздновать "Великдень Дажбожий".

19 дек 2015

Копирование запрещено! Почему?
Получить ссылки на эту страницу.

Появились вопросы, замечания, дополнения? Пожалуйста, напишите комментарий:
Ваше имя
Комментарий
Длина текста:
введите число с картинки
Правила прочитал(а)



См. также:

Далее в разделе Архив: Хабаровск

Какая тематика Вам наиболее интересна?
Пожалуйста, выскажите своё мнение, какой раздел сайта вам наиболее интересен:

Голосование запущено 28 янв 2015, принял участие 71 человек.



Нам пишут:
21 окт 2017
vnuq: Марат, это же в начале статьи написано. (к статье 'Искажение истории')

20 окт 2017
Марат: Поправка, это слова Виталия Владимировича Сундакова. (к статье 'Искажение истории')

20 окт 2017
Марат: Когда печатаешь чужие слова, хотя бы упомяни автора. Это слова Виталия Николаевича Сундакова. (к статье 'Искажение истории')

17 мар 2017
Евгения: Белый свет - это сочетание синего, красного и желтого. Зеленый свет - это комбинация синего и ... (к статье 'Фитолампы и агролампы')